Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражена в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Рассмотрим на примере наиболее эффективные методы, развивающие познавательную активность.
Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображён строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные связи и отношения. Так, продолжая рассматривать названную выше картинку, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъёмный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного методического приёма педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или по контрасту. Естественно, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнить задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки - всё это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы. В одну отбери всё, что нужно для работы повара, а в другую - врача»
С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет. Усложнение заданий идёт по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые будут нужны девочке зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе.
Следует обратить внимание на то, что приём классификации в большей мере способствует развитию познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для выставки,
атрибуты для определённой игры, занятия и т.д.
Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование необходимо при ознакомлении детей с социальным миром.
Детей надо научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, план-карта участка детского сада.
Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». В конструировании и моделировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Эти вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о разнообразии интересов ребенка.
Может возникнуть мысль, что малышей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети вопросов воспитателю, как правило, не задают. Почему же? Дело, очевидно, в сложившихся стереотипах - на занятии вопросы задаёт воспитатель, а ребёнок лишь отвечает на них. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, вскоре у них пропадает интерес к занятию. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль детей, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения могли задавать свои вопросы. Если воспитатель делает это систематически, дети привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Задача педагога - быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего занятия), по поводу других сказать, что это тема следующего занятия и ответ дети получат позже, на третьи - предложить ответить кому-то из детей или поискать ответ в иллюстрациях книги.
Приучение детей к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам. Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого не будет прочного усвоения знаний, является повторение. На конкретном занятии оно может служить оно может служить ведущим методом или методическим приёмом. Формы организации повторения различны. Прямое повторение - от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Например, повторное рассматривание картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное чтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу. Другое дело - применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов.
«На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка?». Или: «На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?». Подобные вопросы заставляют детей вспоминать уже известное и соотнести эти знания с новыми. Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребёнок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения. Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у различных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить задачу, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех может увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Они особенно эффективны для повышения познавательной активности детей, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приёмов заключаются в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.