"Принимаем - с любовью, выпускаем - с гордостью"

«Комплаенс-службы на страже борьбы с коррупцией»

Последние изменения в законодательстве в отношении антикоррупционного комплаенса в Казахстане, повлекли за собой расширение области применения комплаенса, а также круга ответственных лиц и их обязанностей.  

В соответствии с законодательством все организации являются субъектами противодействия коррупции, а это значит, что все организации, в том числе организации образования обязаны принимать меры по предупреждению коррупции, а также по снижению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.  

В то же время в законе отдельно указывается на то, что компании, являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, определяют структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб. Таким образом, компании квазигосударственного сектора имеют обязательство по определению структурных подразделений с функциями антикоррупционных комплаенс-служб, а компании, не являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, имеют право создавать антикоррупционные комплаенс-службы.

Какие области в организациях охватываются антикоррупционным комплаенсом? 

В соответствии с законодательством в организациях должен проводиться  внешний и внутренний анализ коррупционных рисков. При этом внешний анализ охватывает анализ в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность организации образования, а внутренний анализ – деятельность самой организации  образования. Внутренний и внешний анализ коррупционных рисков также должен охватывать выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности организации образования в следующих областях: 

1) управление персоналом; 

2) урегулирование конфликта интересов; 

3) оказание государственных услуг; 

4) выполнение разрешительных функций; 

5) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков. 

При этом внутренний анализ дополнительно охватывает вопросы сменяемости кадров.  

 
Какие источники используются для разработки антикоррупционного комплаенса? 

В соответствии с законодательством источниками для проведения внешнего анализа коррупционных рисков являются следующие: 

1) нормативно- правовые акты, затрагивающие деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков; 

2) сведения по направлениям внешнего анализа коррупционных рисков, предоставляемые его объектом; 

3) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков; 

4) результаты антикоррупционного мониторинга в соответствии с направлениями внешнего анализа коррупционных рисков; 

5) публикации в средствах массовой информации; 

6) обращения физических и юридических лиц в отношении объекта внешнего анализа коррупционных рисков; 

7) сведения о выявлении и привлечении к ответственности должностных лиц объекта внешнего анализа коррупционных рисков за совершение коррупционных правонарушений; 

8) иные сведения, представление которых не запрещено законодательством Республики Казахстан. 

 

Что организации могут сделать для внедрения антикоррупционного комплаенса? 

Первый шаг – это самостоятельный анализ деятельности организации.   

В эту проверку может входить как анализ нормативных актов, регулирующих деятельность организации образования, так и внутренних документов (приказов, распоряжений, внутренней политики, должностных инструкций и другое).

Второй шаг – доработка пробелов, выявленных по результатам проведенного анализа, которая может состоять из следующих мер:  

1) точное определение ответственных лиц по определенным вопросам с указанием круга обязанностей и полномочий в должностных инструкциях; 

2) приведение в соответствие текстов внутренних документов ОО с указанием необходимых норм об ответственности за коррупционные нарушения; 

3) приведение в соответствие внутренних политик, возможно, с указанием инструкций, как действовать в неопределенных в акте ситуациях, а именно к кому обращаться за консультациями и/или одобрениями; 

4) проведение консультаций по всем необходимым вопросам антикоррупционного 

комплаенса, в том числе с участием руководства ОО; 

5) ознакомление всех ответственных сотрудников и в целом всех сотрудников компании с документацией антикоррупционного комплаенса.

6)другое. 

Непосредственно  в нашей дошкольной организации ежегодно  проводится внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности ДОО. При этом рассматриваются следующие основные направления:

Информация о дисциплинарных и иных мерах в отношении работников.

Дисциплинарное взыскание может быть применено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, то есть обязанностей, которые возникли на основании трудовых отношений между работником и работодателем.

Данные обязанности оговорены в трудовом договоре между работодателем КГКП ясли-сад №6 в лице  заведующего Абедчановой К.Б.  и работником.

Сведения о привлечении к ответственности должностных лиц ДОО за совершения коррупционных правонарушений

В нашем детском саду ежегодно составляется план мероприятий  на учебный год по реализации Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК. 

Проведена оценка должностных обязанностей работников, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений. Внесены изменения и дополнения в должностные инструкции с учетом Закона РК «О статусе педагога», Закона РК «О противодействии коррупции». Регулярно распространяются  памятки и буклеты по недопущению проявлений коррупции среди педагогов и родительской общественности.

Оказании государственных услуг.

      КГКП «Ясли-сад № 6» отдела образования города Рудного»Управления образования акимата Костанайской области осуществляет функции по предоставлению 2 государственных услуг:

- «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации образования». С 2018 года данная услуга полностью переведена в электронный формат и оказывается  населению через информационную систему indigo24.kz, что полностью исключает коррупционные риски.

- «Прием документов для прохождения аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий педагогическим работникам и приравненным к ним лицам организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». Данная услуга оказывается в бумажном формате. Услугополучателю выдается расписка о приеме документов педагогов, занимающих должности в организациях образования, для прохождения аттестации, согласно приложению № 10 к Правилам и условиям проведения аттестации педагогов №83 от 27 января 2016 года. Для аттестации педагогов приказом первого руководителя ДО создается аттестационная комиссия. На заседаниях комиссии ведется аудио- или видеозапись, что полностью исключает коррупционные риски.

- Обращение физических и юридических лиц в отношении с субъекта анализа.

Работа организации по обращениям граждан ведется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 13 января 2007 года № 221.

Формирование и утверждение государственного заказа для образовательной организации в условиях подушевого финансирования.

Данный процесс реализуется согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 597. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 декабря 2017 года № 16137 «Об утверждении методики подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения». Ежемесячно выставляются акты «О выполненных работах и оказанных услугах в рамках государственного заказа».

    Таким образом, своевременные вышеуказанные действия в организации образования приведут к формированию антикоррупционной культуры в коллективе и помогут снизить или исключить коррупционные действия, а в случае совершения коррупционного нарушения сотрудником помогут быстрее выявить и оградить других не вовлеченных сотрудников от риска привлечения к ответственности за коррупционные нарушения.