Что такое антикоррупционная комплаенс-служба
К сожалению, в настоящее время укоренилась традиция брать различные негласные вознаграждения, поощрения в виде подарков лиц, которые уполномочены принимать решения. По факту-это нарушение закона, за совершенствование которого следует уголовное наказание.
Поэтому перед руководителями встала новая задача- удержать деятельность работников в рамках правого поля. И в данных реалиях создание комплаенс-службы является наиболее эффективной мерой.
Антикоррупционная комплаенс-служба- это часть системы, которая отвечает за управление комплаенс-риском возникновения потерь из-за несоблюдения организацией и ее сотрудниками положений антикоррупционного законодательства.
Основные функции комплаенс-службы:
Противодействие коррупции;
Предотвращение конфликта интересов;
Рассмотрение обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений;
Отслеживание коррупционных и других противоправных действий.
Внедрение антикоррупционного комплаенса-обязанность или право?
Согласно антикоррупционному законодательству все организации, которые являются субъектами квазигосударственного сектора, должны определить подразделения, которые будут выполнять функции комплаенс-службы.
Организации, которые не относятся к субъектам квазигосударственного сектора, также имеют право создавать антикоррупционные комплаенс-службы.
Какова мера ответственности за коррупционные нарушения по законодательству.
За совершение коррупционного правонарушения правовыми актами РК предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
Так, согласно главе 34 «Административные коррупционные правонарушения» Кодекса РК «Об административных правонарушениях» виновному лицу грозит штраф в размере до 1500-месячных расчетных показателей.
По Уголовному кодексу РК правонарушителю грозят следующие санкции: штраф в размере до 80 кратного размера взятки, лишение свободы до 15 лет с конфискацией имущества с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на те же сроки.
Какие области охватываются антикоррупционным комплаенсом
Антикоррупционная комплаенс-служба должна выявлять коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности организации в следующих участках:
1) Управление сотрудниками;
2) урегулирование конфликта интересов;
3) оказание государственных услуг;
4) выполнение разрешительных функций;
5) реализация контрольно-надзорных функций;
6) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.
Данный список контрольных областей не является окончательным. Поэтому каждый руководитель должен провести дополнительный анализ того, какие иные участки следует охватить мерами антикоррупционного комплаенса.
Какие документы использовать для реализации эффективного антикоррупционного комплаенса
1.Нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
2.Данные информационных систем государственных и правоохранительных органов по направлениям анализа коррупционных рисков.
3.Результаты антикоррупционного мониторинга.
4.Публикации в средствах массовой информации.
5.Обращения физических и юридических лиц.
6.Сведения о выявлении и привлечении к ответственности должностных лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Указанные материалы окажут большую помощь в выявлении возможных пробелов по работе противодействия коррупции в организации, помогут вовремя принять меры по предотвращению противоправных действий.
Что организация должна сделать для внедрения антикоррупционного комплаенса
Провести анализ деятельности организации. Для этого необходимо проверить все внутренние акты, которые регулируют деятельность организации (приказы, положения, должностные инструкции и т.д.)
Отработать упущения, которые были выявлены по результатам проведенного анализа:
1) Точно определить ответственные лица по определенным вопросам с указанием круга обязанностей и полномочий в должностных инструкциях;
2) Привести в соответствие тексты внутренних документов с указанием необходимых норм об ответственности за коррупционные нарушения;
3) Разработать инструкцию для сотрудников, как действовать в 4) неопределенных ситуациях, а именно: к кому обращаться за консультациями;
5) Ознакомить всех ответственных работников и весь коллектив с документацией антикоррупционной комплаенс-службы.
Права и обязанности антикоррупционной комплаенс-службы
Антикоррупционной комплаенс-службе предоставляются следующие права и обязанности:
1) запрашивать и получать от сотрудников информацию и материалы, в том числе составляющие коммерческую и служебную тайну, в рамках утвержденных процедур, регламентированных внутренними документами организации;
2) инициировать вынесение вопросов, относящихся к их компетенции, на рассмотрение руководителя или иного лица, которому подотчетна антикоррупционная комплаенс-служба;
3) инициировать проведение служебных проверок по поступающим сообщениям о возможных коррупционных правонарушениях или нарушениях законодательствах РК о противодействии коррупции;
4) участвовать в разработке проектов государственных программ, нормативных правовых актов и их реализации в пределах своей компетенции;
5) организовывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к их компетенции;
6) соблюдать конфиденциальность информации об организации, ставшей известной в период осуществления функций антикоррупционной комплаенс-службы.
7) обеспечивать конфиденциальность лиц, обратившихся в антикоррупционную комплаенс- службу по предлагаемым или фактическим фактам коррупции и иных внутренних политик и процедур по вопросам антикоррупционного комплаенса;
8) своевременно информировать руководителя или иное лицо, которому подотчетна антикоррупционная комплаенс-служба, о любых ситуациях, связанных с наличием или потенциальной возможностью нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции;
9) осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству РК.