"Принимаем - с любовью, выпускаем - с гордостью"


Атауы Жүктеу
1  Памятка 0410144433

Весьма важно!

 

Уважаемые руководители всех типов организаций образования!

ГУ «Отдел образования города Рудного» направляет памятки и видеоролики по правилам поведения в зимнее время и при наводнениях для организации обучения учащихся (детский сады, школы).

Провести работу с воспитанниками и учащимися.


Коррупции  –  нет!

 

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.

     За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией усовершенствована 17 законами, которые приблизили национальное законодательство к существующим международным стандартам.

      Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности.

      Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает активизация работы антикоррупционных общественных организаций и политических партий, в частности Народно-демократической партии «Нур Отан», которые плодотворно участвуют в законотворческой деятельности.

       В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.

       Так, в период 1998 – 1999 годы приняты законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», которые стали действенным средством борьбы с коррупцией и определили статус, права и обязанности государственных служащих, требования к их морально-нравственному облику и деловым качествам.

      В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:

Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией», которым введена конфискация имущества, добытого преступным путем и переданного осужденным в собственность других лиц.

    Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией» направленного на:

  1. Усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества;
  2. Возложение на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности;
  3. Установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;
  4. Выработку мер противодействия «корпоративной коррупции».

 

       В целях предотвращения коррупционных проявлений  Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» в законодательство внесены поправки направленные на установление:

  1. Оснований для определения перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений;
  2. Повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях;
  3. Обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей, о возможности применения в отношении них специальных проверок на предмет соблюдения ими антикоррупционного поведения.

 

     Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.

      В частности, налоговыми органами утверждены Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан, Перечень коррупционных сфер в налоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений, Кодекс профессиональной этики работника органов налоговой службы, Хартия налогоплательщика. Положительную роль в противодействии коррупции оказывает введение Программы «электронное правительство» позволяющее создавать полноценную «обратную» связь государства с населением посредством Интернет-ресурсов.

      Верховный Суд в рамках мероприятий по противодействию коррупции сотрудничает с такими международными и общественными организациями, как Центр Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Астане, Агентство Соединенных Штатов Америки по международному сотрудничеству (ЮСАИД), Германское общество технического сотрудничества (ГТЦ), Программа развития Организации объединенных наций (ПРООН), Управление Верховного комиссара Организации объединенных наций по делам беженцев (УВКБ ООН), Общественные фонды «Хартия за права человека», «Трансперенси Казахстан» и другими, реализуя совместные проекты по обеспечению доступа граждан к правосудию, прозрачности судебного процесса.

      Проблема борьбы с преступностью и коррупцией ежегодно освещается в Посланиях Главы государства народу Казахстана. Так, в Посланиях «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и «Построим будущее вместе» определены основные приоритеты в сфере повышения эффективности деятельности правоохранительной системы путем ее оптимизации, смещения акцентов в сторону защиты прав граждан и интересов государства, а также обеспечения бескомпромиссной борьбы с коррупцией.

    Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для проведения эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, к которым согласно анализу  относятся:

 

Сильные стороны

 

Слабые стороны

  1. Наличие нормативной правовой базы по противодействию коррупции
  2. Сформированный опыт противодействия коррупции
  3. Имеющийся потенциал государственных органов в сфере информационной инфраструктуры
  4. Противодействие коррупции является одним из приоритетов государственной политики
  5. Широкое распространение коррупции во всех сферах
  6. Недостаточный уровень правовой грамотности населения
  7. Недостаточная открытость деятельности государственных и местных исполнительных органов власти
  8. Менталитет населения и государственных служащих

 

Возможности

 

Угрозы

  1. Высокий уровень жизни населения
  2. Совершенствование действующего законодательства до уровня международных стандартов
  3. Улучшение инвестиционного климата
  4. Повышение показателей Казахстана в международных рейтингах оценки уровня коррупции
  5. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом
  6. Увеличение уровня «теневой экономики»
  7. Снижение инвестиционной привлекательности
  8. Рост стоимости государственных проектов, за счет «коррупционной» составляющей
  9. Уменьшение экономической эффективности
  10. Снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности
  11. Утрата поддержки со стороны гражданского общества

 

 


"Безопасность летом у водоемов"


Памятка для родителей о половой неприкосновенности ребенка

 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:
НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой преступления; ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение преступлений в отношении жизни и половой неприкосновенности детей и подростков.

Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
  • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации. Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

Правило пяти “нельзя”:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить до магазина, кинотеатра и т.д.?

Ответ один — НЕТ!
Объясни, как пройти до интересующей улицы, и ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда идти с ним.

Ты должен всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Ненужные разговоры с посторонними
Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым и т.д. Ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца. Информацию до ребенка необходимо доводить постепенно, можно в форме игры. Объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник). Любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго, ласкового и понимающего.

Поэтому наш совет:
На все уговоры пойти куда-нибудь в уединенное место (строящиеся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ, даже если очень интересно. Но как быть, если взрослый очень настойчив?
Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»,
Ответ один – «НЕТ»!
Придя домой, надо обязательно рассказать родителям об этом человеке.

Чтобы не стать жертвой насильника нужно:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
  • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от нее (могут силой усадить в машину и увезти) и ни в коем случае не разговаривай людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более – в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

САМЫЕ опасные места, где можно стать жертвой:

ПОДЪЕЗД!
Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли за тобой кто-либо следом.
Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, а, если незнакомец не уходит, то можно поступить следующим образом:
— если в подъезде имеется домофон, либо у тебя с собой есть сотовый телефон, позвони и попроси родителей выйти и забрать тебя с улицы, при этом рассказав причины твоего волнения.
— если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, в подъезд не заходи, а если вошел, то сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
Не выходи из квартиры на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При внезапном нападении защищайся любым способом, а при первой возможности убегай, громко кричи и зови на помощь.

ЛИФТ!
Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдет в кабину.
Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
Если все-таки незнакомец зашел в лифт, то не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями, спроси, на какой ему этаж, после ответа скажи, что тебе выходить гораздо раньше, и постарайся нажать на кнопку вызова второго этажа.
Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь (не бойся выглядеть глупо, если ты ошибся).
Если вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам.
Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником, постарайся как можно подробнее запомнить его внешность, одежду, манеру разговаривать.
Если можешь — защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чем есть.
Оказавшись в безопасности, немедленно расскажи о случившемся родителям и позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

ЧУЖАЯ МАШИНА!
Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять Правила поведения в автомобиле:
Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай все (если ты находишься на переднем сиденье, то постарайся схватиться за руль и повернуть его), чтобы привлечь к машине внимание других водителей либо внимание сотрудника милиции, если перекресток патрулируется.
Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины. Не садись в «тонированную» машину, а также в машину, в которой уже сидят пассажиры.

УЛИЦА!
На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль. Как только он ослабит хватку – убегай.

Правила поведения на улице:

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка — твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • Иди по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
  • Переходи по подземному переходу в группе.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

Не впускай в квартиру незнакомого человека!!!
Каждый ребенок должен знать, что он не может расписываться ни в каких документах, это должны делать только взрослые. Если с почты принесли телеграмму или счет и за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.
Зачем же тогда отворять дверь?
Ребенок должен просто сказать, что прийти надо позже, когда дома будут взрослые. То же самое касается электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, необходимо позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно связаться со знакомыми, которых давно знаете.

Но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар.
Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.
Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.
В силу своего возраста дети даже не понимают, что с ними происходит что-то плохое, и поэтому не сразу обращаются за помощью к другому родителю (чаще к маме), либо к близким родственникам. Нередко один из родителей в семье является инициатором скандалов, драк, насилия в семье и воспринимается как «домашний тиран». Дети, находящиеся в зависимости от такого члена семьи, не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.
Несовершеннолетние становятся жертвами преступлений на сексуальной почве в собственной семье, они подвергаются насилию со стороны одного из родителей либо сожителей супругов.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!
Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников.
Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в милицию, надо обратиться к маме, друзьям, хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.

Это важно помнить родителям!

  • Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.
    Если Вы знаете, что ребенок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
  • Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
  • Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
  • Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

 

КГКП «ясли – сад №6» акимата города Рудного

Педагог – психолог: Мельникова К.С.

Тема: У детей нет крыльев Падение из окна- одна из самых главных причин смертности среди детей. Призываю к соблюдению простых правил предосторожности, а именно: 1. Не оставлять детей одних, ведь большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. 2. Отодвинуть от окна все виды мебели, чтобы ребенок не мог залезть на подоконник. 3. Никогда не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений. Очень часто дети выпадают вместе с сетками. 4. Требуется оборудовать окно специальными фиксаторами, замками которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько сантиметров 5. Если вы что то показываете ребенку из окна всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша. 6. Если у Вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее или страховое устройство вы легко можете просто открутить ручку окна. Тема: Правила поведения на воде в летний период 1. Не заплывайте за знаки ограждения 2. Не купайтесь в запрещенных местах 3. Не оставляйте купающихся детей без присмотра 4. Не пользуйтесь при купании камерами, мячами, досками, 5. Не допускайте шалостей на воде 6. Не подавайте ложных сигналов 7. Не подплывайте к проходящим катерам, лодкам 8. Не прыгайте в воду с мостиков, дамб, причалов, лодок и катеров 9. Не купайтесь сразу после приема пищи 10. Не купайтесь в нетрезвом виде 11. Не ныряйте в незнакомом месте.


 


 


  

 

 

 

 

 

Формирование инклюзивной культуры педагогов

 

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, в которой учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе.

Инклюзивная культура – система ценностей и отношений участников образовательных отношений, реализующих инклюзивное образование.

Инклюзивный процесс – специально организованный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ОВЗ в среду сверстников в образовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивная практика – адекватные инклюзии формы, технологии, методы, ППМС-помощь, специальные дидактические средства.

Инклюзивная культура формируется:

- администрацией образовательного учреждения;

- педагогами;

- специалистами Центра ППМС помощи.

Психологическая поддержка педагогов включает: определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии.

Основные задачи психологической поддержки:

  1. определение и использование личностных ресурсов;
  2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей;
  3. преодоление сложившихся стереотипов;
  4. обучение навыкам эффективного взаимодействия;
  5. тайм-менеджмент;
  6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».

Эффективные формы работы педагога-психолога с педагогами:

  1. консультация, коучинг;
  2. экспертная оценка;
  3. супервизия педагогических ситуаций;
  4. тренинг коммуникативных навыков;
  5. фокус-группа.

Основные мероприятия, направленные на организационную, методическую и психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику:

  1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования, моделирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.
  2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования, в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.

 

Консультация для  воспитателей 

Предлагаем вам теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической взаимоадаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений в здоровье в условиях дошкольной организации общеразвивающей направленности. 

 

Данная работа будет полезна воспитателям дошкольных учреждений работающих на группе, которую посещают дети с ОВЗ и дети с нормальным развитием. Поможет педагогам обеспечить условия успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий

 Инклюзивное образование в ДО

В современном мире социально-психологическая адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к детям  с ограниченными возможностями здоровья, с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что  создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

 Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. Основные аспекты адаптации в отечественной и зарубежной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.

Актуальность исследования  на наш взгляд, заключается в том, что за последние годы интерес к социально-психологической взаимоадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности возрос во много раз. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности реализовать свои способности наравне со здоровыми детьми, их не брали в дошкольные организации  общеразвивающей направленности.

Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения. В последнее время все больше разрабатывается инновационных подходов к взаимной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья. Взаимоадаптация – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность.

Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур. С позиций деятельностного подхода к адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Проблемы социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-психологического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Н.Л. Белопольская, М.В. Жигорева, Л.И. Плаксина, Н.Д. Шматко, О.Н. Усанова, Е.А. Стребелева).

Взаимоадаптация к дошкольному учреждению - сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Разработка данной темы имеет большую значимость для общества, ведь именно успешная взаимоадаптация детей на раннем этапе в учреждении дошкольного образования, является условием того, что ребенок, входящий во взрослый мир, станет уверенным, умным, добрым и счастливым. Актуальность темы работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Социально-психологическая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычных образовательных учреждениях – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к таким детям, с признанием их равных прав с другими детьми в различных областях жизни, в том числе в образовании и воспитании (Н.Н. Малофеев).

За последнее десятилетие отечественная наука продвинулась в данном направлении и в теоретическом, и в практическом плане: создана концепция эволюции отношений обществ и государств к детям имеющим ограниченные возможности здоровья, теоретически подтверждена необходимость ранней социализации детей с проблемами в развитии в социум, предприняты попытки включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями   здоровья в среду здоровых сверстников дошкольников (М.В. Жигорева, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова, Н.Д. Шматко).

Практических же попыток создания оптимальных условий для успешной социальной адаптации, индивидуализации и в целом социализации любого ребенка, независимо от уровня его психофизического развития и долговременной взаимоадаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в среду их здоровых сверстников в настоящее время недостаточно. В последние годы растет число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части включение в  процесс  участия всех детей  в социуме, и в первую очередь, имеющих ограниченные возможности здоровья (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шмадко).

Проблема обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычного неспециализированного детского сада  - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования  и воспитания  наряду со здоровыми детьми. 

Общая черта их личности заключается в том, что ограниченные возможности здоровья создают отличающееся от нормы, измененное положение. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных учреждениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка  и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях неспециализированного учреждения  часто бывает затруднено.

Образование и воспитание  оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с  длительными заболеваниями в социуме. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социально-психологической  адаптации и интеграции в общество.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у ребёнка  при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Задача социализации детейс ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности интегрированной группы.

Она может быть решена при одновременной реализации таких условий как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный набор и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т.п.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы  образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и за¬дачи социально-психологического  процесса:

  • целенаправленно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья как пол¬ноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
  • вырабатывать у ребенка систему потребностей и специ¬альные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
  • опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребен¬ка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ¬екту самопознания и самосовершенствования;
  • разрабатывать методики и технологии социально-психологического процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
  • совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать мак¬симальное влияние на развитие его как личности.

Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается.

К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья  термин социальная адаптация - означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил.

 

Социальная адаптация открывает  детям с ограниченными возможностями здоровья возможность активного участия в общественной жизни. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Выводы:

Изучив теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации и  взаимоадаптации детей  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  и детей  без ограничений в здоровье в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности,  большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, условий пребывания в детском  саду. Взаимоадаптация побуждает детей к более глубокому общению друг с другом.

Благодаря взаимовлиянию, закономерному и неизбежному при указанном взаимодействии, здоровые дети в общении со своими сверстниками, имеющие ограниченные возможности здоровья, могут – при соответствующем социально-психологическом обеспечении – получить стимул к пробуждению и активации мотивов сопереживания, а также стремления помочь человеку, оказавшемуся в беде.

Для их сверстников с ограниченными возможностями здоровья подобное общение, происходящее «на равных», может стать важным опытом своей причастности к жизни окружающих людей. При этом создаются предпосылки, с одной стороны, для преодоления здоровыми и «особыми» детьми социальных стереотипов и предрассудков в отношении друг друга, с другой – для возникновения у каждого из них партнёрской позиции во взаимодействии друг с другом. 

Наиболее эффективная социально-психологическая адаптация и взаимоадаптация может осуществляться в детском, дошкольном возрасте. Именно у старших дошкольников уже начинается основное принятие правил, норм и ценностей. Как раз в этом возрасте здоровые дети, встречаясь со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, способны научиться принимать их, как равных. В то же время дети, отягощенные недугом, могут ощутить в себе потребность преодоления своих «особенностей».

Теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации, свидетельствует о существенных трудностях, которые возникают на пути реализации этически выверенной, научно обоснованной и материально обеспеченной идеи взаимодействия здоровых дошкольников и их сверстников, имеющих ограниченные возможности. В то же время общение между детьми с нормальным и отклоняющимся развитием рассматривается как важный социально-психологический механизм общества современных и будущих поколений.

Взаимоадаптация здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как особую форму взаимодействия. Очевидно, что этот процесс общения складывается из разнообразных, порой противоречивых реакций детей как с одной, так и с другой стороны. Среди таких реакций, препятствующих налаживанию диалога, могут быть страх, брезгливость, демонстрирование своего превосходства или своей неполноценности, непринятие вплоть до полного эмоционального отторжения. Вместе с тем, в этом процессе могут оказаться и те психологические реакции, которые дают основания для оптимизма.

 

Со стороны здоровых детей это – пробуждающая у них эмпатия, проявление сострадания и, как интегральное выражение самых добрых чувств, готовность к активной действенной помощи. У детей с ограниченными возможностями здоровья это – неподдельный интерес по отношению к тем, кто искренне хотел бы им помочь.

В связи с этим подобное взаимодействие можно представить как пробуждение у здоровых дошкольников «высшего, нравственного, мотива поведения», важнейшими компонентами которого являются сопереживание, сострадание, «эмоциональный резонанс», преодоление страха, забота, действенная помощь. Именно этот мотив, который становится доминирующим во взаимодействии здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, может оказаться направляющим для ребёнка в конструировании его многообразных отношений с окружающим миром.

Таким образом, взаимоадаптация здоровых дошкольников и их сверстников, с ограниченными возможностями здоровья, представляется как диалог особого, нравственного значения, социально-психологический смысл которого, может быть обозначен как возможность противостояния деструктивным социальным тенденциям.

 

 


Для Вас родители !

 

 

Инклюзивное образование: как в Казахстане учат детей с особыми потребностями?

рассказали о реальном положении дел в инклюзивном образовании в Казахстане.

Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение: "include" – "заключаю, включаю". В рамках инклюзивного образования не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребёнка.

Для детей с инвалидностью применяются и другие варианты обучения:

Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, поскольку дети получают там также и социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее.

Все международные конвенции, декларации, правила и законодательную базу РК касательно инклюзивного образования можно скачать здесь.

Сколько учебных заведений в Казахстане предоставляют инклюзивное обучение?

Вице-министр образования и науки Фатима Жакыпова отмечает, что в Казахстане число детей с особыми образовательными потребностями (ООП), которым нужно инклюзивное образование, с каждым годом растёт. В 2017 году в общеобразовательные школы ходили 60 006 детей с ООП, в 2018 году – уже 61 336. По данным Национальной образовательной базы данных, условия для инклюзивного образования сейчас есть:

  • в 20% (1232 из 6159) детских садов;
  • в 60% (4207 из 7014 школ) общеобразовательных школ;
  • в 30% учебных заведений технического и профессионального образования (в 250 из 821 колледжа).

До конца 2019 года, по данным МОН, для инклюзивного обучения приспособят 30% детских садов, 70% школ и 40% колледжей.

"Условия к обучению и проживанию студентов с особыми образовательными потребностями созданы в 58 высших учебных заведениях. В них имеются пандусы, лифты, социальные объекты, библиотеки и другое. Для сравнения: в 2018 году таких вузов было 50, в 2017 году – всего 28", – сообщает Жакыпова.

Кто должен оснащать школы оборудованием для инклюзивного образования?

Если в классе появляется ребёнок с особыми образовательными потребностями, то школа с управлением образования оснащает необходимой мебелью и оборудованием его учебное место, обеспечивает учебниками и психолого-педагогическим сопровождением (приказ МОН РК №595 глава 2, пункт 25). Кроме того, у каждого такого ребёнка должен быть свой помощник – тьютор (англ. tutor – наставник, опекун). Это может быть действующий учитель или нанятый управлением образования специалист.

Ребёнку с особыми образовательными потребностями при поступлении в школу необходимо иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В нём отражаются рекомендации для построения обучающего процесса в школе. В остальном пакет документов не отличается от того, что предоставляют по другим детям.

Как отмечает Фатима Жакыпова, перечень того, чем должны быть оснащены школы и детские сады, есть в приказе министра образования и науки РК "Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования". Это, в частности, тактильные дорожки, классы с рельефно-точечным шрифтом Брайля (книги и плакаты) и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова.

Помимо инфраструктуры, детям с ООП нужны специальные учебники.

"На сегодня разработаны 318 учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями по восьми видам нарушений. Разработаны учебники и учебно-методические комплексы для незрячих и слабовидящих, а также детей с нарушениями интеллекта 1, 2, 5 и 7 классов. В этом году разрабатываются учебники для 3, 6, 8 классов. До конца 2021 года учебниками будут обеспечены все классы", – говорит Жакыпова.

В вузе, если в него поступают студенты с ограниченными возможностями, его администрация должна предоставить все необходимые условия для обучения, подчеркнула вице-министр.

Как готовят тьюторов и чем они помогают детям с ООП?

Для развития инклюзивного образования нужна серьёзная психологическая, методическая и методологическая подготовка педагогов.

"Ежегодно более 320 специальных педагогов проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. С 2015 года начались курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для учителей школ на базе АО НЦПК "Өрлеу". За три года прошли курсы более 3000 человек", – сообщили в МОН.

Айман Муталиева прошла эти курсы. Сейчас она работает в школе №83 в Нур-Султане, присматривает за двумя мальчиками, которые перешли в 4 класс. Женщина ранее работала учителем начальных классов, также является педагогом-психологом.

Руководитель ОФ "Центр социальных инклюзивных программ" Салтанат Мурзалинова-Яковлева считает, что для полноценной работы вышеприведённых курсов мало. Инклюзивное обучение должно быть целым направлением в образовании, пояснила она.

"За рубежом это "special education teacher". Такие специалисты проходят обучение два года минимум. Когда мне говорят, что наш педагог пройдёт 5 дней обучения за счёт курсов повышения квалификации и будет свободен потом три года, я считаю, что это абсолютно неправильный подход. Это должно быть целое направление, это непрерывный процесс", – сказала Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

Как проходит в школе обычный день у детей с ООП?

Учитель из Петропавловска Олеся Моор работает педагогом-психологом 10 лет. В 2018-2019 учебном году при КГУ "Средняя школа №21", где она ведёт занятия, открылся кабинет поддержки инклюзии (КПИ). Олеся Моор рассказала, каких результатов за год удалось добиться и описала обычный день ребёнка с ООП в их школе.

"В прошлом году у нас было 7 детей с особыми образовательными потребностями, в этом году их будет 10. Все они разные. Ко всем – разный подход. День такого ребёнка в школе начинается с того, что его встречает тьютор и помогает пройти в кабинет. На уроке ребёнок работает со всеми. Тьютор его направляет, помогает лишь в случае, если он отвлёкся. Задания ребёнок выполняет сам. Если где-то прописана сокращённая программа для таких детей, то она соблюдается", – сказала Олеся Моор.

В остальном день ребёнка с ООП не отличается от обычного дня другого школьника, говорит она.

"Он ни в чём не ограничен, полный доступ ко всему. Он также участвует во всех праздниках, утренниках. Единственное, у него есть дополнительная помощь от тьютора и занятия с логопедом, дефектологом и психологом в КПИ. До этого многие родители сомневались насчёт школы и хотели уйти на домашнее обучение. Сейчас говорят, что никакого домашнего – мы будем ходить, всё получается!" – рассказала педагог.

Родительское мнение тоже говорит о том, что учёба в школе лучше, чем другие формы. Жительница столицы Инна Гусева, мама 11-летней Вероники, рассказала, как проходят школьные будни. У девочки ЦП, она в этом году переходит в 4 класс. По словам Инны, в школе всегда прислушиваются к потребностям её ребенка и все проблемы решают с ней сообща. Женщине хочется, чтобы её дочь и дальше ходила в школу вместе со здоровыми детьми, училась общаться с разными людьми и налаживала коммуникации. Эти навыки, уверена она, пригодятся ей во взрослой жизни.

Выполнять задания, доставать учебники передвигаться по школе Веронике помогает тьютор. Как рассказала Инна, сначала девочка принимала эту помощь, а потом ей стало стыдно, что рядом с ней сидит взрослая женщина и во всём помогает в то время, как другие дети справлялись сами.

"Мы с тьютором и учителем сообща решили, что Вероника будет пробовать всё делать самостоятельно, как может. Да, у неё были проблемы: она могла тетрадь неправильно заполнить, чистый лист оставить и перекинуться на другой, но она справлялась сама благодаря тому, что ей помогали сидевшие рядом одноклассники. У неё уже была помощь не со стороны взрослого, а от сверстников", – сказала Инна Гусева.

Какое-то время Вероника пробовала делать всё самостоятельно, тьютор только водила её в туалет или в столовую. Когда же она понимала, что не справляется, тьютор приходила на помощь. Инна Гусева считает, что отдельные классы для детей с ООП – это не решение.

"Они должны учиться коммуникации со здоровыми детьми, а здоровые дети должны понимать, что в нашем обществе есть люди с ограниченными возможностями, и им, возможно, нужна помощь", – добавила Инна Гусева.

Как в школах учат детей с особыми потребностями?

Особенность адаптированной программы в том, что применяются индивидуальные методы усваивания информации. То есть, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть им помогают специальные методы.

Нургуль Ульжекова призывает родителей здоровых школьников не опасаться, что качество преподавания якобы может пострадать от того, что в классе есть ребёнок с ООП.

"Учителю нужно просто подобрать для этого ребёнка индивидуальную образовательную траекторию. Министерство образования и науки говорит, что если ребёнок с особыми образовательными потребностями не справляется с общеобразовательной программой, то для него будет разработана своя индивидуальная учебная программа (ИУП) под его возможности", – говорит председатель общественного объединения "Общество родителей детей с инвалидностью "Мир равных возможностей".

Требования к уровню подготовки, содержанию и максимальному объёму учебной нагрузки детей с особыми образовательными потребностями прописаны в госстандарте общего среднего образования. Этот документ, как пояснила Фатима Жакыпова, разработан в соответствии со статьей 56 Закона РК "Об образовании" (пункт 3).

"Стандарт является основой для разработки всех учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов, критериев для оценки учебных достижений обучающихся, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями, единых требований к материально-техническому, информационно-коммуникационному обеспечению образовательного процесса организаций образования", – сказала Фатима Жакыпова.

Почему без физкультуры невозможен полноценный инклюзив?

Если общеобразовательную программу как-то пытаются адаптировать под особого ребёнка, то уроки физкультуры, по мнению Нургуль Ульжековой, как правило недоступны таким детям. Сейчас, по её словам, занятия проводятся только в Нур-Султане.

"У нас не готовят тренеров по адаптивной физкультуре (АФК), а без физкультуры мы не можем говорить о полноценном инклюзивном образовании. Дети растут, им нужно двигаться. Спорт, физическая активность, подвижные игры помогают им в развитии, это самый лучший способ реабилитации таких детей", – сказала Нургуль Ульжекова.

Общественное объединение "Общество родителей детей с инвалидностью "Мир равных возможностей", которое возглавляет Нургуль Ульжекова, занимается созданием спортивных секций для детей с особыми потребностями.

"Мы организуем внеклассные занятия и спортивные секции. Мы устраиваем спортивные игры, фестивали, соревнования. В столице мы создали первую модель того, как можно организовать смешанные группы: в них есть и здоровые детки, и с разными диагнозами. У нас есть хорошие результаты, мы считаем, что это можно применять во всех регионах.

Занятия проводятся на базе наших социальных партнёров, они предоставляют нам площадки: бассейны, спортивные залы. У нас адаптивное каратэ, адаптивное тхэквондо, на улице мы проводим спортивно-массовые мероприятия, вовлекая как можно больше детей. С прошлого года мы проводим республиканский детский инклюзивный спортивный фестиваль. Это возможность командам из разных регионов приехать и поучаствовать в разных адаптивных видах спорта, таких как бочча, голбол и другие", – сказала Нургуль Ульжекова.

Для участия в фестивале ребёнок с инвалидностью может собрать команду со здоровыми детьми. По словам Нургуль Ульжековой, это способствует укреплению дружественных связей в классе.

"Голбол – это игра для незрячих с мячом, внутри которого колокольчик. В одну команду мы вовлекаем и незрячего ребенка, и его друзей, соседей, одноклассников, которые видят. Мы надеваем повязки на глаза, чтобы все играли на равных условиях. Бочча – это игра на точность для детей-колясочников, которые бросают мячи. Здоровых детей мы сажаем на стульчики и они также играют в одной команде", – рассказала Нургуль Ульжекова.

Такие занятия доступны не всем казахстанским детям с ООП. Нургуль Ульжекова объяснила это нехваткой специалистов по адаптивной физической культуре (АФК). По её информации, в Казахстане вузы готовят инструкторов по лечебной физкультуре, а адаптивная преподаётся лишь в виде курсов по выбору. В России, к примеру, по этой специальности студенты обучаются 4-5 лет, есть ещё и магистратура по АФК, отмечает спикер. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Нургуль Ульжекова предлагает ряд мер.

"Минтруда должен повысить базовый оклад тренерам АФК, учителям физкультуры в школах и ввести доплату за работу с особыми детьми. Тогда будет спрос на эту профессию. МОН должен выделить гранты на эту специальность", – считает Нургуль Ульжекова.

Где могут учиться дети, которые не хотят ходить в школу?

В Алматы есть Центр социальных инклюзивных программ. Он разработал программу сопровождения школ в инклюзивном процессе, школу юного тьютора и программу работы с родителями и апробирует сейчас трехэтапный переход школы на инклюзивный формат на примере частной школы "Дана". Как отмечает его руководитель Салтанат Мурзалинова-Яковлева, это пока единственный такой центр в стране и иногда дети предпочитают именно посещение такого центра.

Алматинка Юлия Клинкович рассказала, что её дочь Полина из-за онкологического заболевания долго училась на дому. Затем она стала заниматься в "Центре социальных инклюзивных программ".

"В обычной школе мы закончили 5-й класс. Год мы пропустили из-за болезни, у Полины из-за сильных препаратов память не хотела работать. Затем мы всё догнали, но в школу возвращаться не хотим. Лечение было долгим, школьные друзья потерялись. Дети подросли, у них другие интересы появились. Да и сама Полина изменилась: до этого она была спортивная, а тут кожа да кости, лысая, никаких мышц, ходить не может, паралич лица", – рассказала Юлия Клинкович.

По словам матери, девочка будто осталась одна в вакууме и ей казалось, что социум не для неё. Найти новых друзей ей удалось в "Центре социальных инклюзивных программ". Весь прошлый год она проучилась там.

"Сейчас моей дочери 14 лет, с 1 сентября мы идём в 9 класс. Мы прикреплены к частной школе "Дана". Летом дети занимаются в ЦУМе, парк развлечений предоставляет центру помещение на 4-ом этаже. Все три месяца работает летний лагерь. У нас там и театральная студия, и художественная, и веломастерская, и рукоделие. Дети заняты с 10 утра и до часу дня каждый день", – сообщила Юлия Клинкович.

По её словам, дети там раскрываются, они не боятся буллинга. В школах, отмечает Юлия Клинкович, учителя заняты подготовкой к ЕНТ, СОРам и СОЧам, но человеческие ценности, на её взгляд, нужны больше, чем образование. Поэтому, считает женщина, площадок, где дети с особенностями могут обучаться и находить друзей, должно быть больше.

Что мешает полноценному внедрению инклюзивного образования и насколько общество к этому готово?

В Казахстане есть ряд проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, говорит председатель общественного объединения "Общество родителей детей с инвалидностью "Мир равных возможностей" Нургуль Ульжекова. К ним она относит:

  1. отсутствие специально подготовленного педагогического состава;
  2. недостаточная материально-техническая оснащённость учебных заведений;
  3. барьер физического доступа;
  4. непонимание со стороны общества.

Это подтверждают и в МОН РК.

"По факту общеобразовательные школы, куда приходят детки с особыми потребностями, не совсем готовы по архитектурному доступу: нет пандусов, лифтов. Не совсем готов персонал, педагоги. И, конечно же, основная проблема – недостаточно готовы родители здоровых детей к тому, что в их классе будет учиться ребенок с особой образовательной потребностью. У родителей здоровых детей складывается впечатление, что от этого будет страдать образовательный процесс", – объясняет Ульжекова.

Она говорит, что это направление в образовании только начинает развиваться в Казахстане. Родители детей ООП должны знать свои права и требовать их соблюдения.

"По закону, каждая школа обязана принимать ребёнка с особыми потребностями, им не имеют права отказывать. Однако многие родители не знают своих прав и как услышат первый отказ, разворачиваются и уходят. Школа обязана принять, создать условия. Если в этой школе нет тьютора, родители могут обратиться к завучу или директору с просьбой, чтобы ребёнку выделили помощника. Администрация школы в свою очередь должна просить управление образования, чтобы выделили ставку и потом уже принимать на работу специалиста", – разъяснила Нургуль Ульжекова.

"У нас не было ни программы информирования, ни социальных мероприятий. До сих пор существует ряд мифов, что особенному ребёнку будет уделяться больше внимания, больше времени. Это вызывает страх. Подготовительной работы я не видела, просто сверху была спущена инициатива.

Мало кто воспринимает ребёнка с особенностями как самостоятельную личность, с набором своих собственных уникальных качеств. Без подготовки людей, персонала, нормотипичных учеников, без создания дружеской атмосферы все инфраструктурные готовности будут ни к чему", – сказала женщина.

По её мнению, методологически казахстанская система образования сейчас не готова давать полноценное образование детям с особыми потребностями.

 


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДО

- ЭТО ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА

 

Дети с особыми образовательными потребностями:

  • Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья
  • Одаренные и талантливые дети
  • Дети с отклонениями в социальном поведении
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Другие категории детей

 

Основные задачи инклюзивного образования:

  • Обеспечить равное отношение ко всем детям
  • Дать полноценное качественное образование
  • Обеспечить успешную социализацию детей

 

 

 

 

Инклюзивное образование – равный доступ к качественному образованию.

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

В ДЕТСКОМ САДУ

 

 

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

 

 

  • Право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний
  • Уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности
  • Право на доступ к обучению в образовательных учреждениях, где созданы условия на основе личностно-ориентированной педагогики для удовлетворения индивидуальных потребностей

 

 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ!

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
  • Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ

  • Индивидуальные занятия со специалистами
  • Активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
  • Совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
  • Прием пищи. Дневной сон
  • Групповые занятия
  • Детско-родительские группы
  • Праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

  • Возможности активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях образовательного и воспитательного процесса

 

  • Адаптация в детском коллективе ненавязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов

 

  • Коррекционная индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей

 

  • У детей с ОВЗ появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков

 

  • Педагоги общего и специального профиля делят обязанности в планировании, организации и оценке непосредственной образовательной деятельности

 

 

 

 


Источники

потенциальной опасности для детей

 

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:

-              спички;

-              газовые плиты;

-              печка;

-              электрические розетки;

-              включенные электроприборы.

 

2.      Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться  (зависит от возраста):

-              иголка;

-              ножницы;

-              нож.

 

3.       Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

-              бытовая химия;

-              лекарства;

-              спиртные напитки;

-              сигареты;

-              пищевые кислоты;

-              режуще-колющие инструменты.

 

Ребенок должен запомнить:

 

¨            Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься,  добавляй горячую воду постепенно.

 

¨            Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.

 

  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

 

 

 

КГКП «Ясли-сад №6»

акимата города Рудного

 

Безопасность

ребенка

дома

 

Уважаемые родители!

 

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

 

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.  

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио- и видеотехнике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

 

 

Оставляя ребенка одного дома:

 

  • Проведите с ним профилактическую беседу. Объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.

 

  • Займите ребенка безопасными играми.

 

  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.

 

  • Перекройте газовый вентиль на трубе.

 

  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.

 

  • Проверьте правильность размещения игрушек. Они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как, пытаясь достать игрушку со шкафа, он может получить травму при падении.

 

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов (в т.ч. боязни оставаться в одиночестве даже в соседней комнате)!

 

 

 

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.

 

  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.

 

  • Уберите в недоступные для ребенка места лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

 

 

 

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!


 

 

Очень важно научить ребенка безопасному поведению на улице.Чтобы сделать прогулку ребенка  приятной, нужно позаботиться  о его безопасности:                     * Присматривайте за ребенком или договоритесь об этом с соседями, гуляющими с детьми.                                      *Выбирайте безопасное место для игр, подальше от шоссе  *Внимательно следите за малышом у качелей, на горках и других аттракционах. Учите ребенка быть осторожным, приближаясь к качелям  *Будьте внимательны, переходя дорогу с коляской. Соблюдайте правила дорожного движения и учите им ребенка.                    * Объясняйте ребёнку, что нужно следить, не едет ли машина во дворе. Не разрешайте доставать мяч из-под машины          * Обучите технике безопасности при катании на самокате и велосипеде.                   *  Не позволяйте ребенку приближаться к животным—бродячим или чужим. Они могут оказаться злобными.

 

Родители  должны помнить,

что детей привлекает огонь,, но их естественный познавательный интерес должен быть направлен  в нужное русло. А это значит , что с самого раннего возраста дети должны знать правила обращения с огнем.                                          

Важно объяснить ребенку , что:

 

*огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;

 

*существует ряд предметов (спички, бытовая химия., плита…)которые дети не должны трогать;

 

*неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;

 

*о признаках пожара надо сообщать взрослым

 

*пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»)

 

*пожар опасен для жизни и здоровья

 

*пожарные –отважные и сильные борцы с огнем

 

*пожарных вызывают по телефону 01.

 

Помните, что у Вас есть самое великое чудо на свете!

Это чудо—Ваш ребенок. 


 

Уважаемые родители!

 

     Изучение мира вокруг так увлекает, но есть определенные риски.  Ребенок заблудился или упал и разбил коленку, ошпарился кипятком и пр. Постоянно быть рядом мы все –равно не сможем и предусмотреть все ситуации, в которых способен оказаться  маленький исследователь. Поэтому необходимо обучение детей правилам безопасности с раннего возраста. Важно защищать кроху от опасности, но и с самого раннего детства развить в нем инстинкт самосохранения.

 

Ребенок один дома.

В каком возрасте ребенка уже можно оставлять одного? Тут все индивидуально. Имеет важность возраст ребенка, уровень его самостоятельности и степень вашего доверия ему. Как только вы решили приучать ребенка оставаться на какое-то время одному дома, обратите внимание на некоторые важные детали:

 

*Научите ребенка пользоваться телефоном. Напишите телефоны родителей и служб безопасности на видном месте. Объясните правила безопасности общения по телефону с незнакомыми людьми

 

*Учите запомнить и произносить своё имя, а также имена родителей, адрес, номер телефона

 

*Поместите опасные для ребенка предметы в недоступную для него зону (лекарства, бытовую химию, режущие предметы, спички..)

 

*Перед уходом проверяйте , выключили ли вы газ и электроприборы

 

*Учите ребенка технике безопасности с газовыми и электроприборами

 

*Объясните, как опасны для ребенка спички и розетки.

 

*Выходя, тщательно закрывайте окна , балконы и входную дверь. Объясните ребенку , что нельзя открывать дверь незнакомым людям

 

Уважение к Правилам дорожного движения , привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители.

 Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на загруженных городских улицах!

 


 

Для обеспечения  безопасности и сохранения здоровья обучающихся в зимний период, при неблагоприятных метеорологических условиях и своевременного оповещения школьников и  их родителей  об отмене занятий в школах, размещаем информацию о мобильном приложении «Darmen»